Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный, начат 1.11.2020г.- окончен 1.04.2021г.
Возраст детей – участников: 6-7 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта:Формирование у детей представления о птицах как живых существах, живущих на Земле, их значения для окружающей природы. Сформировать целостное представление о зимующих птицах, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать представления детей о зимующих птицах.
2. Учить отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
3. Развивать любознательность, интерес к миру пернатых.
4. Развивать внимание, творческую активность.
5. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
6. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Для педагогов:
1.Пополнить методическую копилку.
2.Расширить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием.
Для родителей:
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком.
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по изготовлению кормушек для птиц.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта «Зимующие птицы» у детей пополнятся знания о зимующих птицах, об их жизнедеятельности в зимний период, дошкольники смогут составлять описательные рассказы о зимующих птицах, используя опорную схему. Ребята научатся вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производить анализ увиденного. Овладеют умениями различать птиц по внешнему виду, оперениям, повадкам. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей.
План реализации проекта
Этап проекта |
Сроки |
Виды деятельности |
Ответственный |
1 этап
|
С 01.11.2020 по 12.11.2020г.г. |
•Мониторинг уровня знаний детей о зимующих птицах;
•Анкетирование родителей;
• Определение темы проекта, целей, задач;
• Подбор необходимой методической литературы по теме;
•Подборка художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме;
•Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
•Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
•Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам; |
воспитатель
|
2 этап |
С 12.11.2020 по 15.03.2021г. |
Образовательная деятельность:
ОД «Синичкин день»,
ОД «Знакомые незнакомцы»,
ОД «Зимующие птицы»
· Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел?», «Молодая ворона»,
Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
М. Н. Богданова «Домашний воробей»
К. Ушинского «Голубь»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин.
· Беседа «Зимующие птицы»
Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются»
Беседа «Меню птиц»
Беседа «Каких птиц называют «северными попугайчиками?»
· Наблюдения:
- за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»
- за зимующими птицами
- рассматривание птичьих следов.
- за голубями
· Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек.
https://ryabinka-ds55-schel.edumsko.ru/
· Конструирование: «Такие разные птицы» (оригами, из Лего), «Домики для птиц», «Что за птица?»
https://ryabinka-ds55-schel.edumsko.ru/
· Раскрашивание силуэтов птиц.
· ОД по художественно- эстетическому развитию : «Птицы синие и красные», «Какие птицы кормились на нашей кормушке?» «Снегири на ветке рябины», лепка «Птичья стайка», аппликация «Птички – невелички».
https://ryabinka-ds55-schel.edumsko.ru/
· Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
· Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Воробьи и вороны»,
«Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль»
· Дидактические игры: «Что хорошо,
что плохо?», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвёртый лишний». "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?", «Назови ласково», «Угадай птицу по описанию"
· Музыкальная деятельность:
Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.
Прослушивание музыкальных произведений Э.Денисов «Пение птиц», Ю.Новиков «Зимние гости»,
Прослушивание песни Е.Шалимовой «Добрая песня», «Мои птицы» |
воспитатель
|
3 этап |
С 16.03.21г. по 01.04.21г. |
Организация выставки, изготовление коллективной газеты, проведение викторины «Знатоки птиц», презентация, участие в акции и интернет-конкурсе.
Создание картотек: утренних и вечерних кругов, физкультминуток, дидактических и подвижных игр.
Распространение и обобщение опыта. |
воспитатель |
Работа с родителями
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой», «Чем нельзя кормить птиц» Публикации (edumsko.ru) https://ryabinka-ds55-schel.edumsko.ru/
Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
Консультация для родителей «Из какого материала можно сделать кормушку для птиц», «Зимующие птицы».
Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»Пропустить
Участие во Всероссийском интернет-конкурсе кормушек. https://www.birds-konkurs.ru/.
Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»
Ресурсы, оборудование
Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/; https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/interesnye-fakty-o-pticah-dlja-detei-2-3-klasa.html; https://infourok.ru/podborka-rasskazov-o-pticah-dlya-doshkolnikov-3636418.html; https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/03/moroz_rasskazhite_detyam_o_ptitsah.1443921.pdf; https://ru.wikipedia.org/wiki/Птицы;
Компьютер, телевизор.
Выводы:
Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Обогатился словарный запас детей по теме.
Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, формируется эмоциональное отношение к миру природы. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Расширились творческие и познавательные способности детей в процессе реализации проекта.
Литература:
Кравченко И. В., Долгова Т. Л., «Прогулки в детском саду.» Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
С. Н. Николаева. «Эколог в детском саду» Москва, 2003.
«Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий» /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Шорыгина Т. А., «Птицы. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Шорыгина Т. А. «Беседы о птицах с детьми 5-8 лет» - М., ТЦ Сфера, 2018.
Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. «Лепка в детском саду». - Изд-во: "Сфера", 2019г.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.» - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.